Описание программы НОО

Описание программ начального общего образования
1.
Основная
образования

образовательная

программа

начального

общего

Основная образовательная программа начального общего образования (далее - ООП
НОО) разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой,
утверждѐнной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023
г. № 372 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2023 г.,
регистрационный № 74229).
Содержание ООП НОО представлено учебно-методической документацией (учебный
план, календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа
воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей единые
для Российской Федерации базовые объѐм и содержание образования уровня начального
общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программ.
При разработке ООП НОО Школа им. К.Н.Новикова предусматривает непосредственное
применение при реализации обязательной части ООП НОО федеральных рабочих программ
по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел ООП НОО включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися ФОП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.
Пояснительная записка целевого раздела ООП НОО раскрывает:
цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями
ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального общего
образования;
принципы формирования и механизмы реализации ООП НОО, в том числе
посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику ООП
НОО.
Содержательный раздел ООП НОО включает следующие программы, ориентированные на
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
федеральные рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; федеральную
рабочую программу воспитания.
Федеральные рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения ФОП НОО и разработаны на основе требований ФГОС
НОО к результатам освоения программы начального общего образования. Рабочие
программы по всем учебным предметам начальной школы являются Приложением к
образовательной программе.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:
- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов;
- характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на
этапе завершения ими освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных

российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе
укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов
освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами
воспитания.
Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации
программы начального общего образования и включает: федеральный учебный план;
федеральный календарный учебный график; план внеурочной деятельности; федеральный
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся в Школе им.
К.Н.Новикова или в которых образовательная организация принимает участие в учебном
году или периоде обучения.
Образовательная программа содержит описание системы условий реализации программы
начального общего образования, включающую кадровые, психолого-педагогические,
финансовые, информационно-методические, материально-технические условия реализации
основной образовательной программы начального общего образования и механизмы
достижения целевых ориентиров в системе условий
2. Описание адаптированной образовательной программы начального общего
образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с Федеральной
адаптированной
образовательной
программой,
является
учебно-методической
документацией (учебный план, календарный учебный график, федеральные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая
программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы),
определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования
обучающихся с ЗПР, получающих начальное общее образование, планируемые результаты
освоения образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития
данной группы обучающихся
Содержание и планируемые результаты в АООП НОО Школы им. К.Н.Новикова для
обучающихся с ЗПР не ниже содержания и планируемых результатов в соответствующих
разделах данной ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или
отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности
ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на
основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного
психолого-педагогического обследования.

Структура АОП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел АОП НОО
определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной
организацией, а такжеспособы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального
общего образования.
Содержательный раздел АОП НОО определяет содержание начального общего
образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;
- программу коррекционной работы;
- программу воспитания.
Организационный раздел АОП НОО
определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП НОО для
обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы.
Принципы и подходы к формированию АОП НОО обучающихся с ЗПР
Принципы формирования АОП НОО представлены разделе 1. Общие положения. В основу
реализации АОП НОО для
обучающихся с
ЗПР заложены дифференцированный
и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР
предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в
том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО
обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО:
- к структуре АОП НОО;
- к результатам освоения АОП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической, познавательной и
учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности

обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
3. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для
детей с задержкой психического развития (вариант 7.2.)
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с Федеральной
адаптированной
образовательной
программой,
является
учебно-методической
документацией (учебный план, календарный учебный график, федеральные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
федеральная рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы),
определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования
обучающихся с ЗПР, получающих начальное общее образование, планируемые результаты
освоения образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития
данной группы обучающихся.
Содержание и планируемые результаты в АООП НОО Школы им. К.Н.Новикова для
обучающихся с ЗПР не ниже содержания и планируемых результатов в соответствующих
разделах данной ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к
структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или
отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности
ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на
основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного
психолого-педагогического обследования.
Структура АОП НОО для обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел АОП НОО определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР образовательной организацией, а
такжеспособы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального
общего образования.
Содержательный раздел АОП НОО определяет содержание начального общего
образования обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;

- программу коррекционной работы;
- программу воспитания.
Организационный раздел АОП НОО определяет общие рамки организации
образовательногопроцесса, а также механизмы реализации компонентов АОП НОО для
обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР;
- -календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы.
Принципы и подходы к формированию АОП НОО обучающихся с ЗПР.
Принципы формирования АОП НОО представлены разделе 1. Общие положения.
В
основу реализации АОП НОО для
обучающихся с
ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР
предполагает учет особых образовательных потребностей, которые проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает
необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в
том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО
обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФАОП НОО:
- к структуре АООП НОО;
- к результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической, познавательной и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте реализации АОП НОО для обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с ЗПР знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить
образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - АОП НОО для обучающихся с ТНР)
предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию
адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР и
отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ,
предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным

законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" АОП для
обучающихся с ТНР включает набор учебно-методической документации, которая
определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного
разделов программы начального общего образования.
На основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФАОП для обучающихся с ТНР в
Школе им. К.Н.Новикова разработана АООП НОО с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с нарушениями речи. При создании адаптированной программы
начального общего образования образовательная организация учитывались следующие
требования:
- программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы
речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести;
- программа строится с учетом особенностей социально-экономического развития региона,
специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных
особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации,
формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием или
в условиях специального коррекционного класса или школы);
- при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного
возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика
недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для
осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального
благополучия каждого обучающегося;
- при необходимости программа начального общего образования предполагает создание
индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся младшего
школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том числе для
ускоренного обучения) или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети
мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением);
- образовательная организация обеспечивает выполнение гигиенических нормативов и
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. С учетом
современной действительности в образовательной программе должны быть прописаны
требования к обучению в дистанционном режиме.
АОП НОО для обучающихся с ТНР содержит следующие разделы: целевой,
содержательный, организационный:
Целевой раздел АОП НОО для обучающихся с ТНР отражает основные цели
начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые
могут быть сформированы обучающихся младшего школьного возраста с ТНР к концу его
обучения на первом школьном уровне.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися начального общего образования;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального
общего образования.
Содержательный раздел АОП НОО определяет содержание начального общего
образования обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;
- программу коррекционной работы;
- программу формирования УУД.
Организационный раздел АОП НОО определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АОП НОО.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования обучающихся;
календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы.

Принципы формирования АОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В основу формирования АОП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие
принципы:
- принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом
особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей
обучающихся;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
- принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе
структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие "предметной
области";
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в
действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область
жизнедеятельности;
- принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АОП НОО для обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП НОО для обучающихся с ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений
формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. ФАОП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания
вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую
коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной

психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на
основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующем
уровне, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация
детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе,
снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностноориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера,
которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую
связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми
единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и
реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты
(фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на
всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР
является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
- тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
- воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в
процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
- реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели - формирование речевого
взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольнооценочной) в соответствии с различными ситуациями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».